ШКОЛА КЁКУСИНКАЙ

Традиционная методика обучения каратэ.

А. И. Танюшкин (6-й дан)
В. П. Фомин (5-й дан)


От авторов.

Каратэ Кёкусинкай в России прошло 30-летний путь трудного становления, борьбы за выживание и утверждения в качестве национальной общественной организации, за включение стиля Кёкусинкай в единую спортивную классификацию Госкомспорта РФ. Ныне Федерация Кёкусинкай России (ФКР) обладает правом официально развивать стиль Кёкусинкай в стране и представлять его за рубежом.
ФКР – член Международной Федерации Каратэ (IFK), одна из лидирующих организаций в мире. Это стало возможным благодаря самоотверженным усилиям российских организаторов, инструкторов и спортсменов, а также сочетанию методов спортивной подготовки и традиционного обучения каратэ.

Выдающимся носителем традиции Будо-каратэ является ханси Стив Арнейл – Президент и основатель IFK, 9 Дан, один из первых и лучших учеников основоположника Кёкусинкай Масутацу Оямы. Ханси оказывает решающее влияние на современную школу Кёкусинкай, осуществляет инструкторско-методическую помощь, щедро дарит свой богатейший опыт и знания.
Продолжая традицию Будо-каратэ и Будо-спорта, развивая школу Кёкусинкай в России, мы выражаем ханси Стиву Арнейлу искреннюю и глубокую благодарность.

Предпринятая в настоящем пособии систематизация первооснов традиционной методики обучения каратэ направлена на укрепление школы и развитие стиля Кёкусинкай. Надеемся, что программа-конспект станет подспорьем в повседневном труде инструкторов и экзаменаторов, несущих главную ответственность за полноценную передачу традиционной школы Кёкусинкай – сосредоточение воинского искусства, духовной практики и Пути самопознания.

Предисловие
Передача традиционной школы.

Забота и бережное отношение к сокровищам дальневосточной воинской и духовной традиции, обобщение опыта мастеров, полноценная передача школы и стиля Кёкусинкай – факторы первостепенной важности для федерации Кёкусинкай России.

Инструкторы и экзаменаторы ФКР – основные носители традиций Будо-каратэ. Их профессиональная квалификация, опыт, мастерство, духовная зрелость и личная заинтересованность – залог сохранения высоких стандартов ФКР и IFK, творческого развития школы Кёкусинкай.

Цель программы-конспекта – восхождение к первоосновам школы Кёкусинкай, традиционной воинской подготовки, осознание и систематизация ключевых принципов и методов обучения, определение фундамента, ядра и стержня учебно-тренитовочного процесса. В то же время, это и программа повышения квалификации для российских инструкторов и экзаменаторов в системе IFK.

Передача традиционной школы "из рук в руки" от мастеров к ученикам – живой творческий пресс. В ходе обучения настоящее пособие может служить своего рода планом-картой традиционной подготовки Кёкусинкай, методическим подспорьем для наставников Будо-каратэ.

Введение

Основы традиционного каратэ.

1.Будо-каратэ и спорт. Будо-спорт.

Будо-каратэ как традиционно восточный воинский Путь. Спорт как детище западной традиции и продукт западного менталитета. Традиционное каратэ в нетрадиционных социо-культурных условиях. Современное развитие Кёкусинкай как воинского искусства, духовной практики и Будо-спорта.

2.Будо-каратэ – "дзенский вид борьбы" и духовная воинская традиция.

Будо-картэ в семействе воинских искусств Востока и "дзенских видов борьбы". Будо-каратэ в общемировом контексте Единой Духовной Воинской Традиции. Духовно-посвятительская иерархия воинских традиций ("профан", "неофит", "посвящённый воин"). Профессионально-посвятительная иерархия воинских искусств ("ученик", "подмастерье", "мастер"). Мастер воинского искусства как "посвященный воин" и "мастер жизни".

3.Единство воинского "ремесла", "искусства" и "Пути" в традиционном каратэ-до.

Многоборческая основа воинского ремесла. Каратэ как боевой комплекс специального назначения, вид самозащиты и средство выживания. Каратэ как воинское искусство, средство совершенствования личности и область воинского мастерства. Воинский Путь самопознания и "божественного единения". Каратэ как комплекс активной медитации, специфическая (даосско-дзэнская) форма йоги и сакральный ритуал в дзенской традиции Будо и Бусидо. Внешний (экзотерический) и внутренний (эзотерический) планы содержания традиционного каратэ и духовной воинской традиции.

4.Единство "тела", "техники" и "духа" - фундамент традиционного обучения каратэ.

Танден как центр единения. Единение ног и туловища ("низа" и "середины" тела) через концентрацию энергии в тандене и "собирание" живота. Единение туловища и рук ("середины" и "верха" тела) через "собирание плечевых узлов". Единение конечностей ( опоры и "оружия" тела) через "собирание" трёх суставов ( ноги – таз, колено, голеностоп; руки – плечо, локоть, кисть; пальцы – соответствующие межфаланговые суставы).

5.Концепция "тела – оружия" в традиционном каратэ.

Аспект воинского ремесла. Тело как арсенал наступательного и оборонительного оружия и как "доспех". Обучение каратэ как изготовление оружия ("ковка и закалка меча"), закалка тела как изготовление "доспеха". Аспект воинского искусства. Аналогия с искусством выхватывания оружия, рубки твёрдых предметов (ср. тамэсивари) и фехтование в кэндо. Аспект воинского Пути. Представление о "духовном мече" или дзэнском "мече справедливости".

6.Психоэнергетический аспект единения в каратэ.

Мобилизующее волевое намерение. "Воля к жизни" и "воля к победе". "Пробуждение" и "присутствие" боевого духа. Управление энергией в действии. Истечение психической энергией через движение, дыхание (Ибуки), крик (Киай) и взгляд. "Пустое сознание" и состояние боевого "транса без аффектов".

7.Духовно-медитативный аспект единения в каратэ.

Традиционная система обучения каратэ как активно-медитативный комплекс, школа саморегуляции и духовная практика. Традиционные виды дзэнской и йогической медитации. Их сопутствующее и адаптированное использование в каратэ. Специальные медитативные практики и психотехники в аспектах "ремесла", "искусства" и "Пути".

8.Фундамент, ядро и стержень традиционной школы каратэ на современном этапе.

Кихон, ката и кумитэ – "три кита" системы традиционного обучения. Подготовительные, промежуточные, связующие и дополнительные разделы обучения. Технико-стилевые каноны Кёкусинкай и квалифицированные нормативы Международной Федерации каратэ (IFK).


Раздел 1. Обучение технике в форме КИХОНА


1.Выполнение базовой канонизированной техники без партнёра.

Кихон как процесс формирования "тела – оружия", овладения боевым арсеналом каратэ и наладки "боевой машины". Кихон как результат кристаллизации опыта мастеров, отбора и стилевой канонизации техники школы. Кихон как фундаментальный метод традиционного обучения – выполнения "идеальной" техники в "идеальных" условиях.

2.Основные требования к выполнению техники в форме кихона.

а) Устойчивая позиция и динамическое равновесие во всех фазах движения.
б) Координация движения с дыханием (пассивная фаза – вдох, активная – выдох).
в) Правильная форма техники.
г) Реальная мощь техники, обусловленная особым распределением потока энергии по фазам движения:
- взрывное начало (посыл из тандэна) в свободном от напряжения стартовом положении;
- максимальное (почти мгновенное) ускорение;
- кратчайшая сфокусированная концентрация силы на цели (с последующим почти мгновенным сбросом напряжения).

3.Основные задачи в постановке качественной техники и методы тренировки.

а) Изучение классических стоек, базовых перемещений и поворотов.
б) Контроль дыхания в ходе выполнения техники.
в) Выполнение движений, правильных по форме, с предусмотренной траекторией и полной амплитудой.
г) Разделение движения по фазам ( от 2-х до 5-ти ), поэтапное сокращение числа фаз и переход к слитному исполнению – в медленном, умеренном и быстром темпе с постепенным увеличением концентрации.
д) Последовательное, контролируемое и дозированное ускорение в каждой фазе движения (максимальное в конечной точке). Постепенное приближение начала ускорения к исходному положению (вплоть до взрывного старта и молниеносного завершения).
е) Длительное удержание конечной сфокусированной концентрации (например, начиная с 5 или 3 счетов) с постепенным сокращением времени удержания ( вплоть до мгновенной фокусировки выброса энергии).
ж) Постоянный контроль за сбросом напряжения сразу после сфокусированной концентрации.

4.Специальные задачи в достижении высокого качества техники и дополнительные методы тренировки.

а) Для освоения правильной формы движения – выполнение его медленно и без концентрации.
б) Для достижения скоростной выносливости (при сохранении формы) – выполнение техники с полной амплитудой и фокусировкой концентрации в режиме серий ( например, из 2-3 повторений) и суперсерий (например, от 1 до 5 и от 5 до 1 повторения или другие варианты). Последний удар в серии целесообразно акцентировать с Киай.
в) Для достижения силовой выносливости – длительные периоды ритмичного повторения техники с максимальной амплитудой, скоростью и силой при реальном сохранении формы.

5.Общие правила выполнения техники в форме кихона.

а) Преобладающий способ выполнения ударов и блоков руками в перемещении – в положении "ой". Требование к мастерам – выполнять любую технику в положении "гяку". В комбинациях техника может выполняться в обоих положениях.
б) Преобладающий способ выполнения ударов ногами в перемещении – в положении "гяку". Необходимость выполнения ударов ногами в положении "ой" в кихоне связано с перемещениями назад (спиной).
в) Для всех видов техники предусмотрены строго определённые уровни: дзёдан, тюдан, гэдан. Основные ориентиры, соответственно: уровень глаз, солнечного сплетения и нижней части живота.
г) Преобладает фокусирование техник на центральной оси перемещения. Там же достигается максимальное ускорение в проносных ударах.
д) Основными являются прямые перемещения вперед скользящим шагом со сменой стойки. Подготовка ступни передней ноги – поворот на тюсоку пяткой внутрь под углом 45 градусов. Активное движение ноги на тюсоку завершается отчётливым переносом центра тяжести и фиксации бёдер. Уровень посадки в стойке всё время сохраняется. Реже используются перемещения с движением ноги по дуге (сантин-дати, а также киба-дати 45 градусов при выполнении защит).
е) Повороты во всех стойках, выполняемые со скользящим подготовительным заступом задней или передней ноги, производятся только на тюсоку. Завершаются с отчётливым энергичным поворотом и фиксацией бёдер. Наиболее распространённый в кихоне поворот на 180 градусов в стойках дзэнкуцу-дати, киба-дати 45 градусов традиционно (хотя бывает и по-иному) выполняется с заступом задней ногой, а в стойках сантин-, кокуцу-, нэкоаси-, и мороаси-дати – с заступом передней ногой. Уровень посадки в стойке всё время сохраняется.
ж) В большинстве случаев переход в стойку или поворот чуть-чуть предшествует исполнению техники ударов и блоков руками. Удары ногами всегда завершаются переходом в устойчивую позицию.
з) Единый для всех стоек уровень посадки обусловлен естественным понижением центра тяжести. При этом туловище сохраняет прямое положение (наклон вперёд условно на 1 градус), а ноги нагружаются, чтобы активно двигать тело в перемещениях и поворотах.
и) Во всех техниках необходимо сохранять правильно сформированные и собранные ударные позиции.

6.Ключевые принципы выполнения отдельных видов, разновидностей и групп техники.

а) При выполнении ударов и блоков руками, требующих замаха и приготовления реверсивной руки, в перемещениях целесообразно начальную фазу движения совмещать с подготовкой ступни передней ноги. Завершение техники происходит одновременно с реверсом и собиранием живота, как правило, с окончанием поворота бедер, если таковой предусмотрен.
б) При выполнении прямых проникающих ударов (типа "цуки"), а также ряда отмашных ударов (проносной тэтцуи маэ ёко-ути, фиксированные сюто дзёдан ути-ути и хайсю-ути) бёдра сохраняют фронтальное положение. Плечи в конечном положении повёрнуты (вслед за реверсом) под углом примерно 45 градусов на замахе для отмашных ударов бёдра и плечи расположены прямо.

в) При выполнении фиксированных секущих и импульсивно-возвратных, "рикошетных", ударов (типа "ути"), а также почти всех ударов локтями (хидзи-атэ), бёдра и плечи расположены фронтально, а в целевой точке – под углом 45 градусов.
г) Блоки, выполняемые двумя руками или усиленные за счет наложения сопровождающей руки, в конечном положении совмещены с фронтальным расположением бёдер и плеч.
д) В круговых блоках важно слитно-ускоренное движение рук по круговой по круговой траектории. В сюто маваси-укэ ( в кокуцу- и нэкоаси-дати) бёдра и плечи постоянно расположены под углом 45 градусов.
е) В ударах и блоках руками плечи всегда опущены. При необходимости выпрямления ведущей руки локоть фиксируется.
ж) Характерные особенности выполнения ударов руками:
- подготовка опорной ноги с поворотом на тюсоку пяткой внутрь под углом 45 градусов;
- активный вынос ("вскидка") бедра под нужным углом (в базовых хидза- и маэ-гэри – под углом 45 градусов);
- выполнение удара сопровождается необходимым поворотом на тюсоку опорной ноги и балансированием за счёт соразмерного наклона туловища в качестве противовеса (принцип "коромысла").
з) При выполнении высоких ударов ногами опорная нога, благодаря толчковому посылу, разгружается.
При выполнении продавливающих ударов сверху вниз (маваси-гэри гэдан, кансэцу- и какато-гэри), напротив, опорная нога загружается.
и) Для большинства ударов, которые выполняются с возвратом ноги, важна скорость "выхлеста" и возврата голени.
к) Секущие проносные удары ногами выполняются по принципу маха с ускорением к целевой точке на центральной оси.
л) Удары ногами в прыжках, связанные с выталкиванием тела в воздух, на старте требуют небольшого пружинистого приседания. Основное назначение прыжков связано не столько с изменением высоты, сколько с неожиданным преодолением дистанции.
м) При выпрямлении ноги во всех ударах ногами колено фиксируется.

7.Основные дидактические принципы, методы и этапы обучения отдельным техникам.

а) Движение от простого к сложному, от элементов и фаз – к целостному действию, от условного – к реальному.
б) Техника на месте выполняется обычно в классических равноопорных стойках (фудо-дати, сантин-дати, киба-дати). В начале медленно, по фазам, без концентрации, затем медленно и слитно без концентрации, далее – с постепенным увеличением скорости и концентрации ( вплоть до кондиционно-скоростного режима многократного повторения).
в) Техника в перемещениях выполняется классических стойках обычно на три шага (всегда из исходной левой дзэнкуцу-дати); вперёд с поворотом на 180 градусов и назад с возвратом (после второго поворота) в исходное положение. Начальный выход в левую дзэнкуцу-дати с гэдан-барай выполняется с отшагом правой ноги назад. Возврат в исходную фудо-дати с обратным подшагом правой ноги вперёд.
г) Выполнение техники в перемещениях вперёд и назад без поворота (т.е. спиной) обычно также выполняется на три шага.
д) Выполнение техники в перемещениях может усложняться за счёт изменения схемы перемещений и использования различных поворотов. Так, например, схема из 11 перемещений включает чередование шагов и поворотов на 180 градусов, 5 перемещений по квадрату состоят из чередования шагов с поворотами на 90 градусов.
и т. д. Традиционно используются схемы перемещений простейших ката (кихон-ката 1 и 2, Тайкёку).
е) Задания могут усложняться за счёт комбинирования техники на каждый шаг при сохранении стойки.
ж) Задания могут усложняться за счёт смены стоек на каждый шаг при сохранении техники.
з) Задания могут усложняться за счёт смены стоек и комбинировании различных техник.

и) Задания могут усложняться за счёт выполнения боевых комбинаций самозащиты в классических стойках. При этом для предусмотренного изменения дистанции и манёвров могут использоваться движения вперёд, отходы назад, повороты, смещения в стороны и т. д..

8.Принципы построения боевых комбинаций.

а) Удары и блоки руками в минимальном сочетании 2-х элементов комбинируются по схемам: "удар+удар", "блок+блок", "блок+удар", "удар+блок". Комбинации выполняются поочерёдно обеими руками и оной рукой.
б) Удары и блоки ногами в минимальном сочетании двух элементов комбинируются и выполняются по тем же принципам.
в) Комбинация из двух техник, выполняемая руками и ногами, строятся по схемам: "рука+нога", "нога+рука". При этом возможны различные сочетания ударов и блоков в одноименном и разноименном соотношении.
г) Использование в комбинациях 3-х элементов позволяет изменить ритмику и смешать главные акценты.
д) В любых комбинациях, выполняемых в форме кихона, требуется отчётливое и полноценное
исполнение связанных друг с другом техник.

9.Общие критерии для оценки уровня владения базовой техникой.

а) Сохранение формы, скорости и концентрации, обуславливающих реальную мощь техники. Она должна быть достаточной для поражения живой цели и выполнения несложных тестов тамэсивари.
б) Умение комбинировать любые техники и стойки в пределах программы соответствующего пояса и в полном объёме ранее освоенных нормативов (в частности, при подтверждении квалификации экзаменуемого).
в) Умение использовать различные схемы перемещений и способы поворотов.
г) Сохранение хорошего качества техники в любых заданиях в пределах программных требований.
д) Сохранение достаточного качества техники при её выполнении в интенсивных кондиционных режимах.

10.Нормативные условия и процедуры выполнения техники в форме кихона. Основные японские команды и этикет додзё.

В IFK для выполнения любой техники руками в перемещениях предусмотрены определённые команды и соответствующий порядок действий.
По команде "Фудо-дати!" принимается исходная позиция ожидания фудо-дати.
По сокращённой команде "Маэ гэдан-барай, йой!" выполняется переход из фудо-дати в позицию йой-дати на 4 мысленных счета с Киай в конце. В начальной фазе согнутые скощенные руки повернуты ладонями к ушам. При движении вниз руки выпрямляются, сжимаются в кулаки и останавливаются параллельно туловищу и бёдрам.
По команде "Камаэ-тэ!" выполняется быстрый отшаг правой ногой назад в левую дзэнкуцу-дати с левым сэйкэн маэ гэдан-барай с Киай.
Из этого стандартного положения далее выполняется любая ранее объявленная или тут же заданная техника в определённых стойках.
Если задание выполняется под счёт, то сразу следует: "ити, ни, сан". Затем, после команды "Маватэ!" выполняется поворот на 180 градусов с Киай. Все действия выполняются сразу после счета и соответствующих команд. Обратная "дорожка" перемещений завершается таким же поворотом и возвратом в заданную левую стойку. По команде "Наорэ!" совершается возврат правой ноги к левой ноге с последующим отшагом в сторону в исходную фудо-дати и с обязательным прикрытием в переходной фазе сомкнутыми у груди предплечьями.


При необходимости повторения цикла перемещений из правой стойки подается команда "Хантай!" и положение ног одновременно меняется. После этого подаются те же команды и выполняются соответствующие задания.
Если задание выполняется без счета, то дается команда "Могорэй!", а затем – "Хадзимэ!". После этого предусмотренное действие выполняется размеренно (в темпе Тайкеку) и оно озвучивается для поддержания общего ритма на "Осу!", а повороты выполняются с Киай.
Для выполнения ударов ногами используется почти такая же процедура. После выхода в левую дзэнкуцу-дачи с гэдан-барай подается дополнительная команда: "Кери но йой, йой!". Соответственно, в дзэнкуцу-дати выполняется то же медленное движение руками, что при выходе из фудо-дати в йой-дати.
Задания могут выполнятся под счет или без счета .Одновременно с первым ударом ногой, сжатые в кулаки руки поднимаются в защитное положение. На поворотах быстро, с Киай, руки, сжатые в кулаки, опускаются в предстартовое положение вниз.
Для старших поясов (особенно на экзамене) предусмотрено также движение вперед на 3 шага с выполнением техники под счет, а обратно (после поворота) – без счета. Для этого дается задание, которое после поворота выполняется после команды "Могорэй, хадзимэ!". Возврат в исходную фудо-дати совершается после команды "Наорэ!".
Поскольку при стандартном выходе в левую дзэнкуцу-дати правая нога отводится из йой-дати назад, при возвращении в фудо-дати она подтягивается к левой ноге , в какой бы классической стойки не выполнялось задание. Если же цикл перемещений завершается в левой маэ киба-дати, то вначале делается отвод левой ноги в сторону – восстанавливается дзэнкуцу-дати, а затем выполняется возврат в исходную фудо-дати.
При необходимости, всю технику можно выполнять с Киай, тогда подаётся команда "Киай-тэ!". Далее задание может выполнятся под счет или без счета (после соответствующих команд).
При подаче неправильной или неправильно понятой команды, когда ученики начали делать непредусмотренное, следует остановить их командой "Ямэ!" и вернуть в исходное положение командой "Наорэ!".
При объяснении непривычных или сложных заданий инструктор должен быть уверен, что его поняли правильно. Для этого он может задать контрольный вопрос; "Ваката?", т.е. "Понятно?" (сокращенно от "Вакаримас ка та?"). Утвердительный ответ озвучивается учениками возгласом "Осу!". Если задание не понято, ученикам лучше поднять руку и попросить разъяснения.
Если ученикам надо дать передышку, расслабиться, поправить одежду и т.п., подается команда "Ясумэ!" (обычно после возврата в исходную фудо-дати).
Если в ходе тренировки необходимо посадить учеников, то подается команда "Сэйдза!". Обычно используется традиционная поза для медитации или (в случае длительной беседы) сед "по-турецки". Если предусмотрена медитация (дзадзэн), то дается команда закрыть глаза - "Мокусо!". После завершения медитации подается команда "Мокусо ямэ!".
В конце тренировки, которая завершается традиционным коротким сеансом дзадзэна ( после открывания глаз) инструктор объявляет серию ритуальных поклонов в положении сидя, при которых ученики кулаками ударяют о пол перед коленями. В соответствии с иерархией школы вначале подаётся команда "Ханси ни рэй!" (если ханси присутствует в зале), далее, соответственно, "Сихан, сэнсай, сэмпай и отагай ни рэй !" Взаимные поклоны выполняются с одновременными возгласами "Осу!".
Чтобы поднять группу на ноги, подаётся команда "Татэ!" или в вежливой форме – "Татэ кудэсай!".
Заключительное приветствие, выражающее взаимную благодарность присутствующих в зале (или на тренировочной площадке), выполняется после команды ведущего инструктора: "Аригато годзаймасита!". Отсветом служит повторение благодарности, а затем – обмен приветственными возгласами "Осу!" При этом ведущий инструктор и все чёрные пояса стоят, а младшие ученики сидят.
Следует помнить, что при входе в зал (додзё) и при уходе из зала каждый член школы произносит общее приветствие "Осу!" с поклоном из фудо-дати. С того же возгласа начинается любое обращение к старшему (согласно принятой в школе иерархии).

Раздел 2. Методический комплекс для обучения КАТА.

1.Преемственность с кихоном в обучении ката.

Кихон – основа и "строительный материал" для ката. Общность базовых методов в основании техники и комбинаций, достижении необходимого качества их выполнения.

2.Основные требования и критерии качественного выполнения ката. Задачи поэтапного овладения каждой "формой".

а) Знание текста ката, канонизированных в школе Кёкусинкай IFK (включая темп и ритмику, свободы дыхания, Киай, стандартные формы начала и завершения комплекса).
б) Качество техники, соответствующие стилевым канонам школы.
в) Понимание смысла всех технических элементов и приемов ката, знание основных трактовок их боевого применения и представление о спектре возможностей. От старших поясов требуется понимание психофизиологических механизмов и медитативной природы ката.
г) Реальное, исполнение боевого духа, выполнения ката. Убедительное ("артистичное") выражение мощи карате Кёкусинкай, энергетический подъем и активно – медитативное состояние сознания.

3.Специфические для ката учебные задачи и этапы их решения.

а) Создание целостного представления об уникальном характере и назначении каждой "формы".
б) Установление правильного ритма в отдельных комбинациях на основе единых установленных принципов. Усвоение основных норм пропорциональной группировки элементов, выражаемых в условных единицах времени (мысленный счет):
- выполнение медленных движений – на 4 счета;
- выполнение умеренных движений – на 2 счета;
- выполнение быстрых движений – на 1 счет (обычно на 1 шаг перемещения или поворот);
- группировка 2-х быстрых движений в одной позиции – на 1 счет ( типа "блок + удар", освобождение от захвата – блок, 2 удара и др.).
в) Осмысленная группировка комбинаций, соответствующих основным завершенным фазам боя с выделением в приемах главных акцентов.
г) Установление общей правильной ритмики при соблюдении общепринятого темпа исполнения, т.е.Б 1-2 сек. в соотнесении с границами временного эталона IFK . Скоростное выполнение техники соответствует реальности боя. Иные темпы связаны с особыми дидактическими задачами.

4. Базовый методический комплекс для качественного освоения ката.

а) Вычленение наиболее трудных элементов техники для отдельной отработки их в кихоне (подготовительные или сопутствующие).
б) Последовательное освоение коротких и более протяженных комбинаций в заданном (строго определенном ) темпе и ритме для достижения необходимого качества техники.
в) Использования метода наращивания "цепи"- технических элементов, комбинаций и комбинационных групп – для надежного закрепления ритмизованного текста ката.
г) Ритмизованное скандирование (на "Осу") всех акцентируемых технических (быстрых) действий для формирования верного ощущения темпа и ритма ката, чувства "текучей формы".
Запоминание темпо-ритмической структуры ката можно укреплять, воспроизводя соответствующие скандирования вне выполнения текста ката (без) движений в заданной позиции, в ходе отжиманий или приседаний в установленном темпе и ритме и т.п.).

д) "Официальное" исполнение ката, предназначенное для квалификационных экзаменов и соревнований. Ката исполняется в полной тишине (без сопения и иных призвуков дыхания) с выполнением Киай и Ибуки в предусмотренных местах и соблюдением временного регламента. Достижение мскомого качества – венец систематической ( длительной и кропотливой) работы над ката.

5. Дополнительный методический комплекс для решения специальных задач в освоении ката.

а) Для достижения полного контроля формы и чистоты техники – медленное и плавное её выполнение (ср. мягкий стиль Тайцзицюань) с обозначением точек умеренно сфокусированной концентрации.
б) Для наращивания силы с правильной дыхательной координацией при сохранении формы – медленное концентрированное исполнение ката с Ибуки. В данном силовом режиме быстро выполняются только фазы вдоха (на шаг, начальные фазы замаха или прикрытия, в том числе на поворотах).
в) Для наращивания скорости и силовой концентрации – исполнения ката с серийным (или суперсерийным) умножением отдельных техник или коротких комбинаций. При их удвоении, утроении и т. д. Должна сохранятся форма и амплитуда движений.
г) Для усиления фокусированной концентрации в завершении техники – исполнение ката с продленным Киай ( в медленном, умеренном и быстром темпах) и соответствующим удержанием концентрации на каждом элементе ( от 5 до 2 мысленных счетов).
д) Для полного сознательного контроля текста, качества техники, уверенного овладения всей "формой" - исполнения ката в комбинированном режиме. Возможный алгоритм: медленно и плавно, с умеренной конценрацией – медленно и сильно с Ибуки – с быстрыми повторениями элементов – быстро и сильно с Киай – с реальной скоростью и концентрацией, но в тишине. Схема чередования способов выполнения техник в ката может быть задана заранее или развёртываться произвольно по командам в ходе исполнения.
е) Для воспитания гибкого, подвижного сознания и способности к спонтанному ("взрывному") и реально мощному исполнению каждой техники – исполнения ката как серии "вспышка" концентрации энергии (с Киай) в чередовании с короткими медитативными паузами (с закрытыми глазами и рефлекторным способом напряжения). Команды (счет) целесообразно подавать с произвольным интервалом, чтобы из состояния полной отрешённости , открыл глаза, можно было осуществлять спонтанную и мгновенную мобилизацию.
Это прекрасная "гимнастика дыхания", одно из средств мгновенного пробуждения "боевого духа" и выход в состояние боевого "транса без аффектов", а также быстрого и естественного возврата в состояние "мира и покоя". Каждый удар и блок в такой тренировке мыслится и ощущается как "как последний в жизни".
ж) Для тестирования стабильности в качественном освоении "формы" и ориентировки в пространстве, доведенных до внутреннего ощущения, "чувства ката" - исполнения ката с закрытыми глазами в "официальном" варианте.
з) Для тестирования специальной выносливости и запаса прочности в стрессовых ситуациях (соревнования, экзамены, показательные выступления) – практика "ката-марафонов". Это может быть, исполнение одного ката подряд несколько раз в "официальном" варианте, с сохранением качества техники и стиля (например: Тайкёку – 10 раз, Пинан – 5 раз, Канку – 3 раза). Содержание ката – марафонов определяется освоенными нормативами (для экзамена) или соревновательным репертуарам.

6. Особые и усложненные методы изучения и исполнения ката.

а) Выделение сходных по структуре и технике комбинаций из различных ката освоенного репертуара для отдельного изучения. Способствует запоминанию текста, осознанию общности разных "форм", единых принципов построения приёмов и каноном школы.
б) "Конспективное" исполнение группы ката, например, подряд только начальных комбинаций из Тайкёку и Пинанов. Это своего рода воспроизведение в движении, экспозиция основных "идей" ката, "тематическое оглавление" репертуара. По тому же принципу можно скомбинировать и концовки ката определённой группы.
в) Исполнение ката в форме "ура" способствует лучшему запоминанию текста, свободе в использовании поворотов через спину и готовит к выполнению "вертушек".
г) Исполнение ката в форме "гяку", т.е. в зеркально – симметричном варианте способствует преодолению известной "односторонности" в выполнении определенных техник и комбинаций, помогает хорошо усвоить текст ката.
д) Исполнение ката в "ракоход", т.е. от конца к концу, требует повышенного контроля и отличного знания текста ката ("вдоль и поперёк"). Способствует надёжному овладению соответствующим арсеналом техник и приёмов.
е) Исполнение текста ката на одном месте (т.е. без перемещений в заданной позиции) позволяет работать над ката в ограниченном пространстве с повышенным самоконтролем.
ж) Мысленная тренировка на материале ката при решении различных учебных задач позволяет осуществлять внутреннюю, медитативную работу над ката, дисциплинировать сознание, развивать память и концептуальное мышление; возможно в любых условиях, позволяющих сосредоточиться.
з) "Работа по канону" на базе простейших ката. Например, использование схемы Тайкёку для освоения новых техник, решение особых методических и инструктивных задач.
и) "Каноническое моделирование" новых "форм". Создание собственных ката для зашифровки и передачи "идей", относящихся к воинскому "ремеслу", "искусству" и "Пути".
к) "Каноническая импровизация" - спонтанное воспроизведение фрагментов известных ката и создание новых композиций в стиле Кёкусинкай. Предполагает глубокое знание традиций школы и высокий уровень мастерства.

7. Нормативные процедуры и команды, предусмотренные для исполнения ката.

Исполнение ката Кёкусинкай IFK предшествует выход в фудо – дати после соответствующей команды.
Если ката начинается сразу из фудо – дати (без перехода в мусуби – дати) с выходом в позицию йой – дати (группы Тайкёку и Пинан), то, после объявления инструктором названия ката и его отчётливого повторения учениками, подается команда "Йой!". При выполнении ката под счёт, соответствующие движения следуют после каждого счёта. При необходимости выполнения ката без счёта подаётся команда "Могорэй, хадзимэ!" На последнем движении производится краткая остановка до завершения команды "Наорэ!". После неё происходит возврат в исходную фудо – дати.
При завершении Тайкёку, левая нога вначале отводится назад на тюсоку на ширину фудо – дати от правой ноги. Только после этого производится возврат во фронтальное исходное положение с прикрытием сомкнутыми у груди предплечьями в промежуточной фазе. При завершении ката Пинан, нога, возращаемая в исходную фудо – дати, вначале ещё в согнутом положении, на тюсоку подтягивается к другой (тоже согнутой) ноге, а затем отводится в сторону в фудо – дати, выход на прямые ноги.
В ката Тайкёку и Пинан – соно – ни возврат в исходную точку происходит со смещением по центральной оси чуть назад (примерно на ширину плеч). Во всех остальных ката Кёкусинкай IFK при соблюдении схемы перемещений и пропорциональных стоек в идеале предусматривается совершенно точный возврат в исходную точку (один из признаков хорошей школы).
Если ката начинается и заканчивается кратковременной медитацией в мусуби – дати, переход в эту позицию совершается по команде "Мусоку!" медленно, на 4 мысленных счёта и всегда с постановкой правой ноги к левой ноге.
Вначале, на 1 – й счёт принимается стойка мусуби – дати и раскрываются кисти рук, которые на последующие счета медленно сводятся и, как "намагниченные", на 4 – й счёт смыкаются внизу. В тот же момент закрываются глаза. Через несколько секунд объявляется название ката.
По команде "Йой!" выполняется переход в позицию йой – дати с Ибуки.
После команды "Хадзимэ!" исполняется объявленное ката, которое завершается самостоятельным возвратом в мусуби – дати, причем на 1 – й счёт принимается позиция мусуби – дати, а раскрытые ладони согнутых в локтях рук смыкаются во фронтальной плоскости выше уровня лба. При медленном опускании рук вниз мимо лица глаза закрываются. Через 2-3 секунды, по команде "Ноарэ!" медитация в мусуби – дати прекращается.
При этом глаза открываются и совершается в границах от команды "Хадзимэ!" до завершения последнего технического действия (Тайкёку, Пинай) или после завершения конечного перехода в мусуби – дати.
8. Приблизительный хронометраж для исполнения ката Кёкусинкай IFK.

Хронометраж дает временные ориентиры, необходимые для любых "официальных" исполнений ката.
Все Тайкёку исполняются за 20-23 сек., Пинан 1 и 3 – за 22-24 сек., Пинан 2,4 и 5 – за 30-33 сек.
Сантин но ката исполняется за 2 мин. 14 сек. – 2 мин. 16 сек. Сантин с Киай – за 19-20 сек. Тэнсё – за 2 мин.19 сек. – 2 мин. 23 сек.
Гэкисай Дай исполняется за 47-50 сек., Гэкисай Сё – за 48-50 сек. Ката Янцу исполняется за 1 мин. 02 сек. – 1 мин. 04 сек., Цуки но ката – за 36-38 сек., Сайха – за 43-45 сек., Канку Дай – за 1 мин. 40 сек. – 1 мин. 45 сек., Сэйентин – за 1 мин. 24 сек. – 1 мин. 26 сек., Сусихо – за 1 мин. 15 сек. – 1 мин. 26 сек., Гарю – за 38-40 сек. и Сэйпай – за 46-48 сек.

Раздел 3. Нормативные комбинации
(ипонн- и самбон – кумитэ, рэнраку, кихон – ката) и методы их изучения.

1. Инструктивные цели и задачи в освоении нормативных комбинаций.


В иппон – кумитэ 1 и 2 (10 кю) – знакомство с боевым применением базовой техники (атака – защита – контратака) в перемещении на 1 шаг в классической стойке.
В самбо – кумитэ (9 кю) – знакомство с применением боевой техники в перемещении на 3 шага. В классической стойке выполняется серия атак, защит и контратак.
12 рэнраку подразделяется на 2 типа:
-Рэнраку 1 – ого типа (9-5 и 2 кю) – комбинации, характерные для кликер-турниров. Особенность боевой стойки: рука в положении "ой" служит гардой, рука в положении "гяку" "заряжена" под грудью.
-Рэнраку 2 – го типа (1 кю, 1 Дан) – комбинации, характерные для нокдаун-турниров. В боевой стойке Кёкусинкай обе руки защищают голову и рёбра.
Кихон – ката – комплексы техники (10 кю – 2 Дан), воспроизводящие в движении по порядку нормативные техники в программе каждого пояса. Базовая форма – выполнения на месте в правой сантин – дати (для 10 кю – в фудо – дати).

2.Особенности исполнения и методы изучения иппон- и самбон-кумитэ.

Комбинации исполняются в форме кихона и должны отвечать всем требованиям качества реальной техники. Для освоения пригодны все методы работы в кихоне. Целесообразны контрольные упражнения в парах.

3. Особенности исполнения и методы изучения рэнраку.

Для рэнраку 1 – го типа характерны прежде всего высокоскоростные импульсивно возвратные длинные удары руками (гяку-цуки с включением бедра и полным реверсом) и хлесткие удары ногами (с быстрым выхлестом и возвратом голени).
В боевой стойке, характерной для кликера, общими являются следующие элементы:
а) выход в боевую стойку (из позиции йой – дати) с понижением центра тяжести, быстрым выносом вперед-вверх раскрытых рук и быстрым собиранием их в защитную позицию;
б) поворот в боевой стойке (с сохранением посадки) с задней ноги, блоком ути – укэ и аналогичным быстрым переводом рук в защитную позицию;
в) возврат в исходное положение в фудо – дати всегда назад со стандартным прикрытием предплечьями в переходной фазе.
Необходимо отличать и отдельно тренировать разновидности базовой техники гяку – цуки:
а) проникающий фиксированный удар от груди (в рэнраку 1,4 и 9);
б) Импульсивно – возвратный удар от груди с эффектом ЋрикошетЛ (в ренраку 2,3,4-9).
Для ренраку 2 – го типа характерны проникающие фиксированные удары руками из нокдаун камаэ – тэ – дати (без реверса под грудь).
В ренраку 12 (гохон-рэнраку) используются не только скоростные возвратные удары ногами, но и проносные секущие удары ногами. При выходе в боевую стойку и на поворотах сохраняется защитное положение со сжатыми кулаками. При выполнении удара рукой необходимо смещение всего тела на тюсоку соответствующей ноги и прикрытие лица (головы) второй рукой.
Все рэнраку в группе могут исполнятся с ритмизованными скандированием на "Осу!" с Киай на завершающей технике и на поворотах. При необходимости озвучивать могут любые отдельные (акцентируемые) техники.
Все освоенные нормативные комбинации (в полном объеме – от иппон-кумитэ 1 до рэнраку 12) могут выполняться в режиме "теста – марафона" по принципу наращивания "цепи". Каждое "звено" (отдельная комбинация) выполняется по 3 раза (кроме самбон – кумитэ) в перемещениях вперед и назад из левой, затем из правой стойки. При наращивании очередного "звена" воспроизводятся все предыдущие "звенья цепи".
Целесообразна также форма тестирования свободы владения освоенными комбинациями. Принцип – выполнение любой комбинации и их группировка в произвольно задаваемом порядке.

4. Процедура исполнения и методы изучения программных нормативов IFK на базе кихон – ката.

Ключ к освоению и запоминанию всего объёма нормативной техники (10 кю – 2 Дан) – базовые комплексы, выполняемые на месте, в правой сантин-дати. Выход в стойку выполняется после перехода из фудо – дати в йой – дати с моротэ ути – укэ медленно с Киай на 4 – й мысленный счёт.
По команде "Миги сантин – дати, йой!" вначале выполняется стандартный переход из фудо – дати в йой – дати, а по команде "Камаэ – тэ!" - выход в правую сантин – дати. Кихон – ката можно выполнять под счёт или без него ( по команде "Могорэ, хадзимэ!"). В первом случае возврат в исходную стойку (правая сантин – дати) происходит на последний счёт сразу же после завершающей техники. Во втором случае – самостоятельно. В обоих случаях каждая техника может выполняться на "Осу!", а возврат в правую сантин – дати с Киай. По команде "Ноаорэ!" - стандартный переход правой ногой назад в исходную фудо – дати.
Производные формы на основе кихон – ката обусловлены типовыми задачами обучения техники, совмещёнными с практическим закреплением программных нормативов в установленном порядке чередования техник.
При стандартном перемещении на 3 шага вперед и назад с поворотами может выполнятся (повторяться) одна техника из кихон – ката. В сокращенном варианте техника меняется после каждого поворота. Тот же принцип, может быть использован при перемещении вперед и назад без поворотов (т.е. назад спиной).
Указанные способы использования схемы кихон – ката можно совмещать с чередованием классических стоек, а также используя боевую стойку Кёкусинкай. Кроме того, всю серию техник можно воспроизводить на каждый шаг только одной рукой (в положении "ой") и одной ногой (в положении "гяку"). Тем самым увеличивается общий объём техники за время одного цикла перемещений.
Базовые и производные от кихон – ката формы и способы выполнения нормативной техники по различным схемам перемещений могут осуществляться в кондиционном режиме "марафонов", в том числе по методу наращивания "цепм". Помимо физической выносливости это требует предельной содранности и самодисциплины.

Раздел 4. Кихон в боевой стойке.

1. Кихон в боевой стойке в системе традиционной подготовки.

Единая методическая основа изучения и выполнения техники каратэ в боевой стойке. Специфика работы в боевой стойке, отражая фактор изменчивости условий реального боя и универсальные принципы адаптации к ним. Кихон в боевой стойке – ступень от классического кихона к кумитэ на пути к свободному бою, технический фундамент для спортивного единоборства и искусства саиозащиты.
2. Стилевые черты кихона в боевой стойке Кёкусинкай.
а) Идеально сбалансированная, компактная и маневренная исходная боевая стойка. Длина стойки – 3 ступни, стопы разведены на ширину плеч, носок передней ноги направлен вперед, задней – под углом 45 А в сторону.
б) Оптимальная защищённость боевой стойки, возможность полной свободы действий в атаке и контратаке. Согнутые впереди руки защищают голову и туловище (прикрывая рёбра).
в) Особая собранность и экономичность в выполнении ударов и блоков руками. Преобладание сокращённых траекторий, малых амплитуд при динамичном , скоростном выполнении техники и сохранении закрытых жизненно важных центров.
г) Особая экономность и свобода в выполнении скоростных ударов и защит ногами, благодаря компактно сбалансированной, равноопорной и подвижной боевой позиции.

3. Базовые способы и схемы перемещений в боевой стойке.

Перемещение с сохранением сбалансированной равноопорной позиции – важнейшее условие стабильной работы в боевой стойке. Базовый способ – короткие смещения (без смены стойки) за счёт растягивания позиции при движении ближайшей по направлению перемещения ноги и последующего восстановления стойки за счёт подтягивания другой ноги в исходное расположение.
Перемещения выполняются на тюсоку. Вперед и влево (из левой стойки) – с левой ноги; назад и вправо – с правой ноги. Совмещение в чередовании четырёх направлений ( вперед – назад и влево – вправо) даёт "крест" - базовую схему перемещений без смены сторонности стойки.
Боевая стойка Кёкусинкай позволяет совершать перемещения и маневры на различной дистанции и различными способами (прямыми шагами, "разножками", заступами через какэ – дати, поворотами на любой ноге) со сменой и без смены сторонности позиции. Смещения в боевой стойке под углом 45А в четырёх промежуточных направлениях (т.е. по схеме "диагонального креста") в совокупности с "прямым крестом" дают универсальную схему "восьмиконечной звезды". Сочетание прямых перемещений, движение по кругу, прямых и круговых поворотов создает идеальный спектр возможностей для маневрирования. При этом, боевая стойка, динамично "перетекая" в иные позиции , остается средоточием баланса в бою.

4. Выполнение техники в боевой стойке.

Удары руками (прежде всего цуки, сита – цуки и какэ – цуки) в положении "ой" и "гяку" совмещаются с переносом опоры на тюсоку, включением в работу бёдер и "собиранием" тела посредством концентрации в тандэне, животе и "плечевых узлах". В момент удара сохраняется прикрытие свободной рукой, после удара рука возвращается в защитное положение.
Различные по типу и способам выполнения формы защиты (производные от классических, в т. ч. круговых, блоков, стопорные накладки, мягкие "проводящие" блоки и др.) выполняются в соответствии с теми же принципами.
Выполнение ударов и защит ногами из боевой стойки (с любой ноги) предполагает скорейшее возвращение в хорошо сбалансированную позицию. Обе руки все время находятся в защитном положении.
Для выполнения ударов ногами могут быть использованы различные способы подготовки и перемещений вперёд и назад, смещений в стороны, движения по кругу и иные маневры, обусловленные дистанционно – тактическими факторами.

5 Выполнение комбинаций в боевой стойке.

Единые с кихоном принципы построения комбинаций (из ударов ногами и руками в сочетании с защитами). Фактор дистанции и типовых тактических условий при работе в боевой стойке. Приближение формы техники и структуры комбинаций к условиям реального боя (вход в ближний бой, сопротивление прессингу, обход цели со смещением с линии атаки, обход, повороты и др.)
Ключевое значение "двоек" из ударов руками из арсенала: цуки, сита – цуки, какэ – цуки – при комбинировании одинаковых или разных техник. Оптимальная схема – перемещение на 3 шага вперед – назад или в четырёх направлениях ("прямой крест").
При движении в левой стойке вперед и влево типичное сочетание – "ой – гяку", при движении назад и вправо – "гяку – ой". Необходимость последующего освоения обратных сочетаний. Способность действовать из любой позиции любой рукой. Важность синхронизации ударов с постановкой соответствующей ноги на тюсоку и мгновенным "собиранием" ("единением") тела.
Ключевой принцип построения типовых комбинаций с ударами (и защитами) ногами – умение бить любой ногой при любом порядке комбинирования ударов руками.
Выполнение специальных упражнений на базе техники (серии, суперсерии и др.) на "расхлёст" ног и рук – необходимое условие повышения комбинационных возможностей при работе в боевой стойке.
Целесообразность выполнения тактически усложнённых вариантов техник для приближения комбинационной работы к реальности спортивного поединка или самозащиты. Включение в тренировки "отсекающих", "догоняющих" или "встречных" прямых и круговых ударов ногами под угол 45А, 90А, а также 180А и даже 270А (в основном с использованием ударов вбок и назад). Умение работать руками в различных направлениях, двигаться по внешнему кругу (как бы вокруг противника) и по внутреннему кругу (как в ситуации окружения).
Необходимость включения в общую программу комбинационной работы в боевой стойке "экзотических" техник и "запрещенных" приемов из боевого арсенала самозащиты.

6. Метод цифровой зашифровки комбинаций при работе в боевой стойке.

Выделение комбинационных "архитипов", включающих наиболее распространённые техники. Овладение через них базовым комбинационным арсеналом. Нумерация ограниченного числа ключевых комбинаций, обеспечивающих свободу действий любой рукой или ногой. Соответствующий отбор и активизация "подручных" средств и "ходовых" комбинаций как основа для овладения комбинационным стилем ведения боя и развития комбинационного мышления.
Пример учебного "репертуара" из 3-х комбинаций, содержащих удар ногой и 3-х комбинаций только из ударов руками.
Комбинация по схеме "ой – гяку + любая нога":
Й1 – ой-гяку + маваси-гэри (не любом уровне);
Й2 – ой-гяку + маэ-гэри (тюдан);
Й3 – ой-(гяку) + усиро-гэри (тюдан).
Возможность использования на данной основе других техник – кэагэ, ороси-какато, усиро-маваси, индивидуальных "коронных" комбинаций.
Комбинации из 2-3 ударов руками выполняются любой рукой и в свободном чередовании. Различаются по последнему удару:
Й4 – любой прямой удар ("ой" или "гяку" в любой стойке);
Й5 – аналогично, сита-цуки;
Й6 – аналогично, какэ-цуки.
Изучение ограниченного набора из 6 типов комбинаций предполагает их последующее выполнение в заданном или произвольном порядке и объёме. Свободный комбинационный бой с "тенью" - итоговое задание в разделе кихона в боевой стойке.

7. Выполнение ката в боевой стойке.

Работа в боевой стойке с использованием плана перемещения простейших ката (прежде всего Тайкёку) дисциплинирует и развивает ориентировку в пространстве. Она предполагает достижение особой динамики в коротких перемещениях при сохранении качества техники, выполняемой в соответствующем стиле. При сохранении ката возможно использование любых видов техники и тактически оправданных комбинаций.

Раздел 5. Базовые формы КУМИТЭ.

Этапы и методы подготовки к свободному бою.
1. Учебные кумитэ, как методический комплекс реального взаимодействия с партнёром.

Разновидности учебного кумитэ как отражение типологического разнообразия учебных задач. Технические, тактические, кондиционные задачи и их взаимосвязь. Типологизация противников и обусловленность заданий спортивной и военной подготовки.

2. Принципы и этапы усложнения технических заданий.

а) Обусловленные одиночные атаки и защиты.
б) Обусловленные одиночные атаки и защита с одиночной контратакой .
в) Обусловленные одиночные атаки и защита с комбинированной контратакой.
г) Обусловленная серия поочерёдно выполняемых одиночных атак, на каждую из которых предусмотрены определённые варианты защиты и контратаки (одиночной или комбинированной).
д) Произвольное чередование в серии одиночных атак и реагирование на каждую из них определённым способом (с одиночной или комбинированной контратакой).
е) Произвольное чередование в серии одиночных атак и произвольное (спонтанное) реагирование на каждую из них любым способом (в пределах освоенного арсенала техники).
ж) Обусловленная комбинированная атака и соответствующая защита с обусловленной контратакой ( одиночной или комбинированной) на последний удар.
з) Обусловленная комбинированная атака с произвольным защитным реагированием на любой удар с одиночной или комбинированной контратакой.
и) Произвольная комбинированная атака с произвольным защитным реагированием и свободным выбором средств (в пределах освоенного арсенала техники).
к) Применение защиты без блоков – уходов на безопасную дистанцию с незамедлительной контратакой (одиночной или комбинированной, обусловленной или произвольной).
л) Применение защиты с блоками и одновременной контратакой (по любым заданиям).
м) Применение опережающих контратак без блоков (по любым заданиям).
Достаточная техническая подготовка в кумитэ позволяет сосредоточиться на тактике.

3. Принципы дистанционного маневрирования, характер и этапы усложнения тактических заданий.

а) Защита и контратака с отходом назад на безопасную дистанцию – тактика "отступающей воды".
б) Защита и контратака с уходом с линии атаки и сближением с противником – тактика "обтекающей воды".
в) Защита и контратака, не содя с места – тактика "скалы".
г) Защита и контратака с опережающем сближением с противником – тактика "стопора" или опережающего "вклинивания".
д) Спонтанное дистанционное маневрирование с непредсказуемым контактным взаимодействием с противником – тактика "огня".

4. Важнейшие критерии типологизации противников и спектр технико – тактических заданий.

а) Тактика ведения боя с противником, работающим преимущественно ногами. На дальней дистанции – уходы и уклонения с сохранением безопасной дистанции, позволяющей выполнять опережающие входы и контратаки.
На средней дистанции – опережающие защитные реакции ("живые" руки, ноги).
Использование уходов в стороны от прямых атак и в стороны со сближением от круговых атак. На ближней дистанции (после разведки) – стремительные опережающие входы с жесткими блоками и массированной контратакой.
б) Тактика ведения боя с противником, работающим преимущественно руками на ЋпереталкиваниеЛ в плотном ближнем бою.
На ближней дистанции – "прилипание" с контратакой коленями и "разносом" опоры низкими ударами ногами по ногам, опережающие травмирующие блоки, удары по бицепсам и иные решительные способы ответного уплотнения боя, характерные для тактики "скалы". Использование тактики "обтекающей воды" с контратакой при пропускании противника мимо.
На средней дистанции – "растягивание" противника на себя (с контролем его рук на грани безопасной дистанции) и почти одновременная контратака на нижнем и среднем уровнях. При успешных действиях сближение и работа руками и локтями.
На дальней дистанции – применение опережающих стопорящих прямых ударов ногами, короткие входы с любыми сильными одиночными ударами ногами. Готовность продолжить бой руками. Другая возможность – гибкое маневрирование на грани безопасной дистанции в сочетании с неожиданными резкими входами с короткими контратаками (тактика "огня").
в) Тактика ведения доя с "комбинационным" бойцом предполагает разные варианты взаимодействия. Выбор тактики "скалы" требует решительной контратаки. Тактика "обтекающей воды" даёт возможность контролировать из выгодной позиции. Тактика опережающего "вклинивания" позволяет "гасить" атаку через "прилипание", "вязку" рук и ног и сильно контратаковать.
г) Тактика ведения боя с "маневренным" бойцом предусматривает удержание позиции в обороне. Не надо преследовать движущегося противника, но необходимо быть готовым к перехвату инициативы с мощной "обвальной" контратакой.
д) Тактика ведения боя с "нокаутёром" предполагает выявление преобладающей манеры ведения боя и "коронного" приёма противника. Целесообразно оберегаться дистанцией, маневрировать и провоцировать противника на привычные действия. В удобный момент следует использовать жёсткую травмирующую защиту или неожиданный маневр с решительной контратакой.
е) Тактика ведения боя с "грязным" бойцом, работающего на грани запрещенных действий, предъявляет повышенные требования к защите и удержании безопасной дистанции. При перехвате инициативы можно воспользоваться как комбинированной контратакой, так и сильными одиночными ударами по открытым и уязвимым местам.
Тактическая подготовка в целом предполагает освоения различных возможностей ведения боя и умение быстро приспосабливаться к противнику, навязывая ему свою тактику, стиль и манеру ведения боя. При необходимости боец должен быть готов и способен менять и комбинировать тактические приёмы.
Технико-тактическая подготовка в традиционной школе не ограничивается спортивными состязаниями. Они нацелены также на самозащиту и выживание в экстремальных условиях, базируясь на типологизации противников и ситуации ведения реального боя. Здесь могут учитываться как профиль подготовки противника (борец, боксёр, многоборец), так и различные сопутствующие факторы (необученный, но сильный противник, коварный уличный "драчун", вооружённый противник, угроза нескольких противников и др.) Вместе с тем, фундаментальные тактические принципы в Будо-каратэ и Будо-спорте едины.

5. Основные пути перехода от условных кумитэ к свободному бою.


а) Поэтапное усложнение учебных задач и снятие ограничений.
б) Комбинационное наращивание в атаке, и соответственно в защите и контратаке.
в) Наращивание "цепи" в обусловленном взаимодействии партнёров. Поочерёдный перехват инициативы по принципу парных ката, где осуществляется обмен атаками-контратаками (от 2 до 5 непрерывно выполняемых "звеньев").
г) Использования того же метода, но с обменом произвольными атаками-контратаками при проведении непрерывных, но коротких схваток (от 2 до 5 "звеньев").
д) Наращивание темпа ведения свободных игровых спаррингов – от замедленного и полностью контролируемого "шахматно-игрового" взаимодействия с партнёром до скоростного спонтанного боя с очень лёгким контактом.
е) Наращивание степени контакта и силы во взаимодействии партнёров. Использование дополнительного защитного снаряжения при проведении свободных учебных боёв с полным контактом.
ж) "Репетиционные" бои с учётом временного регламента спортивных поединков с индивидуальными технико-тактическими заданиями и кондиционными условиями (в т. ч. с использованием ручных макивар или дополнительного защитного снаряжения).
з) Привлечение специальных методик и психотехник для развития повышенной чувствительности и решения возможностей адаптации к противнику (например, использование методик обучения бою с закрытыми глазами).
и) Усложнение условий ведения боя и обучающее тестирование для приобретения дополнительного боевого опыта и соответствующего "запаса прочности" (например, учебные спарринги с 2-3 противниками на любые, но поэтапно усложняемые задания).

Раздел 6. Сопутствующие, дополнительные и специализированные формы и методы тренировки.

1. Разминка и растяжка как фактор функционального обеспечения тренировочного процесса.

- Взаимозависимые и сопутствующие разделы общей и специальной физической подготовки.
- Разминка и растяжка в связи с подведением, изучением и исполнением техники каратэ.
- Соответствие видов разминки преобладающему профилю, целям и задачам тренировки.
- Стандартные и произвольные – технические серии для рук и ног в технической тренировке.
- Динамические (беговые или прыжковые) варианты разминки (например, типа тайской) в спарринговой тренировке.
- Собственно спарринговые формы разминки – от замедленного и облегчённого "шахматно-игрового" спарринга с постепенным подведением к подвижному игровому бою с лёгким контактом.
- Скоростно-силовые виды разминки в кондиционной тренировке (силовые упражнения, в том числе с одним или несколькими партнёрами, подвижные игры, эстафеты и др.).
- Мягкие, статические и статико-динамические формы разминки на базе традиционных методов психоэнергенической саморегуляции, дыхательных и медитативных упражнений в восстановительной тренировке
- Соответствие растяжки (обычно сопутствующей разминке) целям, задачам и условиям тренировки (в тои числе уровню подготовленности учеников).
- Статическая, динамическая и статико-динамическая формы растяжки.
- Базовые принципы и варианты исполнения.
- "Щадящие" методы и приёмы растяжки в оптимальном объёме и с полным контролем.
- Принцип безопасности – основа постепенного и дозирования усложнения комплекса упражнений.

2. Специальная кондиционно-циклическая подготовка спортсмена.

- Целевая установка на достижение пика формы или промежуточного уровня подготовки к соревнованиям определённого временного цикла.
- Учёт индивидуальных возможностей спортсменов в содержании тренировочного процесса.
- Обеспечение необходимого "запаса прочности" в условиях, максимально приближённых к реальным.
- Сопутствующая общефизическая и специальная физическая подготовка.
- Медицинское обеспечение и контроль.
- Работа на снарядах в контактном стиле каратэ.
- Постановка ударов на снарядах с учётом специфики техники и учебных задач (мешки, ручные макивары, лапы).
- Комбинационная работа, постановка "коронных" приёмов.
- Кондиционная, скоростно-силовая работа.
- Кондиционно-спарринговая, технико-тактическая работа на снарядах с партнёром (по отдельным заданиям и в виде "репетиционных" боев).
3.Традиционная воинская многоборческая подготовка.

- Воинское многоборье в школе Будо-каратэ.
- Знакомство со смежными видами единоборств и воинских искусств.
- Работа с оружием на базе каратэ.
- Способность вести бой без оружия с вооружённым противником.
- Использование подручных предметов и средств в реальном бою.
- Восхождение от воинского ремесла и искусства самозащиты к школе выживания и воинскому Пути.

4. Закалка ударных поверхностей и практика тамэсивари в системе воинской и спортивной подготовки.


- Специальные методы формирования "тела-оружия" и "доспеха" в традиционном каратэ.
- Тестирование реальной эффективности ударной техники в практике тамэсивари.
- Демонстрация "плодов" каратэ в показательных выступлениях.
- Тесты тамэсивари на спортивных соревнованиях.
- Телесный, технический и психологический аспекты в подготовке к тамэсивари.

5. Психологическая подготовка и тестирование в Будо-каратэ. Методы психорегуляции и духовно – медитативная практика.

- Единая основа традиционных восточных систем психорегуляции и духовной практики.
- Методы даосской, дзэнской и индийской йоги, китайского цигуна, корейского чхарёк и др. в традиционной восточной подготовке.
- "Растворённость" соответствующих методов в ходе традиционно организованных тренировок.
- Активизация психорегулятивных механизмов в цикле интенсивной подготовки и тестирования в экстремальных условиях (учебные сборы, ночные тренировки, тесты кумитэ и др.)
- Система Будо-каратэ как школа психорегуляции и духовной практики.
- Традиционные и адаптированные для каратэ формы дзэнской медитации.
- Сеансы дзадзэна в начале, конце, середине тренировки, вне додзё.
- Специальные формы дзэнской медитации при ходьбе (кинхин), на бегу ("эй-сё, тэй-сё"), звуковая (вибрационно-мантрическая) медитация и др.
- Ката, кумитэ и тамэсивари как специфические формы активной медитации и духовной практики.

6. Этикет додзё и ритуал общения в традиционной школе.

- Духовно-проффесиональная воинская иерархия и ритуализованные отношения в традиционной школе.
- Дисциплина самообладания и этикет общения как лицо школы воинского искусства.
- Гармонизация сообщества искателей истины на воинском Пути как фактор выживания Будо-каратэ и духовная практика.

Заключение. Профессиональные и этические принципы в деятельности инструкторов и экзаменаторов.

Инструкторы и экзаменаторы - основные хранители и носители целостной традиции, характеризуемой единством воинского ремесла, искусства и Пути. Ответственность за полноценность передачи традиций, творческое развитие Будо-каратэ и современного Будо-спорта.
Норма жизни инструктора Кёкусинкай, эксперта Будо-каратэ, мастера наставника – творческий подход к обучению, повышение собственной профессиональной квалификации, соблюдение этики поведения и общения, требовательность к ученикам и уважение их чести и достоинства.
Забота экзаменатора – соблюдение высокого стандарта IFK, строгое следование действующим нормативам, регламенту и процедура экзамена.
Инструктор – экзаменатор - лицо традиционной школы, образец дисциплины и самообладания, гарант соблюдения этикета додзё. Его забота – атмосфера увлечённости, эмоционального и духовного подъёма на тренировках и экзаменах, способствующая наиболее полному раскрытию возможностей и проявлению достоинств приверженцев Кёкусинкай.
Сочетание профессиональной принципиальности и требовательности экзаменатора с трезвой взвешенностью решений, комплексной оценкой результатов. Учёт всех определяющих факторов, начиная от соотнесённости различных аспектов подготовки претендентов, и до их физических, возрастных и личностных особенностей.
Призвание мастеров Кёкусинкай – овладевать "мастерством жизни". Поиск "мудрости" в ходе занятий и испытаний. "Истинная" мотивация и духовное целеполагание – залог истинности Пути Кёкусин Будо-каратэ.


CATALOG.METKA.RU